Противостояние на равных: КА-50 feat. МИ-28

После победы во Второй Мировой войне отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции остыли, переходя от прохладных до ледяных, их взаимоотношения начали называть «холодной войной», которая в любой момент могла перерасти в очень даже горячую. Все это совпало со стремительным развитием танков, авиации и флота. Мы хотим подробнее остановиться именно на одной из составляющих авиации – вертолетах. Поначалу у вертолетов не было конкретной специализации – они выступали в роли спасателей и применялись для транспортировки небольших грузов. Но постепенно винтокрылые машины совершенствовались – росла их грузоподъемность и вертолеты смогли поднимать в воздух кроме своей конструкции и пилотов нечто большее. Во время войны в Корее, четко вырисовалась концепция применения вертолет как транспорта для некоего десантного подразделения. Это направление боевого применения вертолетов бурно развивалось. И вот накануне очередного кризиса в Юго-Восточной Азии, на свет появился один из самых совершенных десантных вертолетов UH-1 «Хьюи» (поздние модификации – «Ирокез»).

   

Модель вертолета UH-1F:

Он получился небольшим, но вместительным, легким и маневренным. Казалось – в нем нет ничего лишнего, простота в обслуживании и неприхотливость к климату сделали эту машину рабочей лошадкой очень многих армий мира. Дебют в разразившейся во Вьетнамской войне, был успешен. Поначалу он очень хорошо справлялся со своими обязанностями по доставке войск в ближайший тыл противника, осуществляя «вертикальный охват». Но и противник все более эффективно начал бороться с загруженным десантниками «автобусом», наиболее уязвимом при высадке пехотинцев на поле боя. Срочно потребовался вертолет огневой поддержки десанта. Его попытались быстро создать из «Хьюи» - вооружив последний дополнительными пулеметами и неуправляемым подвесным вооружением. Поначалу новоявленный «Ганшип» (канонерка) более или менее справлялся со своими обязанностями, при этом доказывая лишь обратное – необходимость в специализированном вертолете-штурмовике, еще более маневренном и бронированном, оснащенном скорострельной пушкой, более эффективной, чем пулеметы винтовочного калибра. А с появлением на поле боя у противника танков и другой бронетехники (подвижных объектов) – еще и способного применять высокоточное управляемое оружие. Так появилась знаменитая «Кобра» - вертолет, созданный в кратчайшее время из узлов и агрегатов UH-1 и заслуженно получившая новую букву в своем названии: AH-1 (attackhelicopter). 

   

Противотанковый вертолет AH-1:

В ответ в Советском Союзе решили создать единый унифицированный боевой вертолет, превращающийся перед вылетом в полевых условиях (в зависимости от решаемой задачи) в противотанковый, десантный или штурмовой. Но унификация «требует жертв» - Ми-24 получился большой, тяжелый и с ограниченным вооружением в противотанковом варианте.

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24:

В общем хорошо бронированный Ми-24 (кличка «крокодил») стал грозным оружием в умелых руках, но его эффективность была ниже, чем у транспортного «Ирокеза» и противотанковой «Кобры». Вывод прост – современная война при насыщенной системе ПВО требует создания специализированной боевой машины.

Американцы попытались создать абсолютно новый и во многом революционный АН-56 «Шайен» (традиционно армейские вертолеты в США называют по именам индейских племен), но так и не смогли совместить сложнейшее радиоэлектронное оборудование (головокружительное развитие этой отрасли тогда еще не началось) с новаторскими двигателями, трансмиссией и новейшей композитной броней. 

Американский штурмовой вертолет Апач "Лонгбоу" AH-64:

Им пришлось довольствоваться более простым, но зато более дешевым АН-64 «Апач». Он был принят на вооружение в США в 1981 году, прошел несколько модернизаций и до сих пор состоит на вооружении 15 далеко не бедных стран, некоторые из которых способны производить противотанковые вертолеты сами, а военный бюджет других позволяет покупать самые последние новинки в этой области.
На смену Ми-24 должен был прийти специализированный ударный вертолет, создание которого было поручено двум КБ – извечным конкурентам, создавшим на двоих около сотни винтокрылых машин, многие из которых стали лучшими в свое классе, отодвинув планку мировых рекордов на недосягаемую ныне высоту.
КБ «Миля» проектировало свой вертолет с оглядкой на американский «Апач», построенный по схеме, которая на сегодняшний день считается классической.

КБ «Камова» не изменило своим традициям и создало вертолет по классической соосной схеме расположения несущих винтов. Каждая из схем, примененных при создании ударного вертолета, имеет ряд преимуществ, но и не лишена недостатков. Для сосной схемы отсутствие хвостового винта – явное преимущество, ведь нет потери мощности для компенсации крутящего момента и длинной трансмиссии, идущей по хвостовой балке, что есть самой уязвимой частью вертолета. Но и ометаемый лопастями объем над вертолетом стал более насыщенным, что повышает вероятность поражения лопастей при обстреле.

Оба прототипа проектировались по одному тех заданию, определившему основные характеристики, которыми должен был обладать будущий победитель конкурса на перспективный ударный вертолет. По этой причине обе машины имели схожее вооружение и близкие тактико-технические характеристики. Но отличий все же было намного больше. Камовцы посчитали, что уровень развития компьютерной техники и приборостроения позволит создать ударный вертолет только с одним пилотом, штурмана-оператора вооружения вполне может заменить электронный мега мозг. В отличии от неубираемого шасси на Ми-28, стойки будущего Ка-50 должны были в полете складываться, поджимаясь к фюзеляжу и тем самым уменьшать аэродинамическое сопротивление машины - скорость должна была соответствовать показателю Ми-24. Размещение автоматической тридцати миллиметровой пушки было выбрано в центре масс, что уменьшило последствия отдачи, передаваемые при стрельбе на планер вертолета. Само орудие крепилось на силовой шпангоут под редукторным отсеком фюзеляжа. Непосредственно в фюзеляже размещался немалый боекомплект, подаваемый к орудию – отпала необходимость в длинном лентоводе, применяемом на Ми-28, оснащеном подфюзеляжной стрелковой точкой. 


Но орудие на Ка-50 может доворачивать в цель на 30 градусов в вертикальной плоскости и на 15 градусов по азимуту, на большие величины пушка наводится поворотом всего вертолета. Стрельба из такой установки стала точнее из-за уменьшения отдачи и вибрации. Благодаря соосной схеме несущих винтов угловая скорость поворота Ка-50 при маневрировании практически идентична этому показателю пушечной установки вертолета Ми-28, способной откланяться по азимуту на 110 градусов в обе стороны, опускаться на 40 градусов и подниматься на 13 градусов относительно продольной оси. Конкурент, созданный в КБ Миля получился крупнее и тяжелее Ка-50 и «Апача», при этом он оснащен такими же двигателями, как и его российский конкурент - ТВ3-117ВМА. Во многом сходно и вооружение этих двух вертолетов, предназначенное для поражения живой силы и бронетехники противника. Пушка 2А42, ранее установленная на БМП-2 - обрела крылья, и хотя она почти в два раза тяжелее и в три раза менее скорострельная, чем ее сопоставимый по калибру авиационный аналог ГШ-30. Кстати пушку «Бушмастер», установленную на «Апаче», можно наблюдать на американской БМП «Бредли» - снаряды таких орудий тяжелее, эффективнее и имеют лучшие характеристики по бронепробиваемости и баллистике полета, что положительно сказывается на точности и поражающей способности на максимальных дальностях стрельбы. Орудие 2А42, установленное на российские вертолеты, имеет переменный темп стрельбы и комплектуется двумя видами 30 миллиметровых боеприпасов: осколочно-фугасными и бронебойными снарядами, способными уверенно поражать легкобронированную технику на дальности до трех километров. Ми-28 имеет большую из трех вертолетов взлетную массу, при этом у него худшие показатели по массе боевой нагрузки и меньший боекомплект к орудию - это связано прежде всего с большей массой брони, установленной на вертолет.

Скоростные характеристики разнятся не сильно - российские вертолеты имеют одинаковую крейсерскую скорость - 270 км/час, американец – 295км/час. Зато самая высокая максимальная скорость у Ми-28 – 320 км/час. Сопоставимы характеристики «по потолку» полета и максимальной дальности с небольшим преимуществом у «Апача». Но противотанковые вертолеты редко летают на большой высоте, предпочитая прятаться в складках местности. А перегоночную дальность вертолета можно легко увеличить подвеской дополнительных топливных баков.

Конкурс на выбор штурмового вертолета для российской армии прошел в 1984 году и в 27 испытательных полетах выявил преимущество в летных характеристиках именно камовской машины. В октябре этого года был подписан приказ о запуске Ка-50 в серийное производство. В 1985 году состоялся второй этап сравнительных испытаний, по результатам которого Ка-50 окончательно выявил свое превосходство и был запущен в серию. После серии Государственных испытаний и долгой доводки 28 августа 1995 года вертолет был принят на вооружение российской армии. У Ми-28 был отличный шанс догнать конкурента: в 1990 году был подписан контракт на поставку и лицензионную сборку вертолетов в Ирак, но оккупация Кувейта и, последовавшая за ней, «Буря в пустыне» привели к эмбарго на поставки оружия в Ирак. Не выиграл Ми-28 тендер ни в Швеции, ни в Индии. В это время американцы смогли на «Апаче» реализовать концепцию применения вооружения «выпустил и забыл» (противотанковые ракеты сами отслеживают передвижение цели и поражают ее из любого ракурса, независимо от положения вертолета-носителя). Над втулкой винта расположился локатор «Лонгбоу» миллиметрового диапазона, отслеживающий цели вокруг вертолета на дальности до 8 км., а заодно и улучшивший эксплуатацию и прицеливание в сложных метеоусловиях и ночью.


Руководство Советской Армии захотело заполучить нечто подобное на новом вертолете и оба конструкторских бюро занялись ночной модификацией. И тут выяснилось, что электроника Ка-50 не способна заменить в полной мере оператора вооружения, а на ночном Ка-50Н и подавно.

 

Вперед постепенно начал выходить двухместный Ми-28Н, принятый на вооружение российской армии и оснащенный, подобно «Апачу», надфтулочным комплексом «Тор». Логичным ответом КБ «Камова» стало создание Ка-50Ш с надфтулочной РЛС и двухместного Ка-52 «Аллигатор». Соперничество продолжается во всех более новых модификациях и субмодификациях, но настоящее превосходство какого либо вертолета, возможно определить только в реальных боевых условиях. Кстати, два Ка-50 совместно с переоборудованным в «целеуказатель» Ка-29 в 2000-2001 году побывали в командировке в Чечне, где с аэродрома в Ханкале выполнили 49 боевых вылетов и уничтожили все определенные им цели.

 


Оставьте свой комментарий
Андрей (2015-12-25 23:26:07)
Суть статьи изначально какая-то рекламная. Ка-50, единственный из перечисленных российских вертолетов, прошел испытания в боевых условиях, где показал свою абсолютную несостоятельность. В статье упоминаются боевые вылеты в Чечне, но забыли добавить, что пара Ка-50 летала он ПОД ПРИКРЫТИЕМ Ми-24х, и самое главное, с вертолетом ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ Ка-29 без которого Ка-50 вообще использовать нельзя. В результате испытаний вертолет показал себя "блестяще" отстреливая НУРСы и 30мм снаряды. Хотя основная задача легкого ударного вертолета типа Ка-50 или АН-64 - это дистанционное поражение целей ибо как в ближнем бою он поражается даже из легкого стрелкового оружия. Результаты испытаний признали великолепными... и закрыли программу Ка-50. Ка-50 - это результат рекламы и пиара, как ударный вертолет он абсолютно несостоятелен и даже само сравнение вертолета снятого с вооружения с Ми-28 бессмысленно. Так же как и бессмысленно оценивать Ми-28... Вертолет себя еще никак не показал и не зарекомендовал, одно то, что от него отказались в 80е уже говорит о многом, вернули из забвения за неимением ничего другого. Ка-52 - та же история, реальных боевых испытаний не было и проблема схлестывания лопастей никуда не делась. Потому самой реальной боевой единицей на постсоветском пространстве, со всеми своими недостатками, остается по прежнему Ми-24. Именно по этому и в России и в Украине по прежнему пытаются решить проблему его тяговооруженности. Если получится сделать так, чтобы Ми-24 летал не с полупустыми подвесками - про Ми-28 и Ка-52 забудут так же быстро, как уже забыли про Ка-50. Но пока что запиливание более мощных двигателей проблему не снимает, а добавляет только новых. К примеру ни один из модернизированных вертолетов сейчас не в строю, летит редуктор, вылазят другие косяки... Так что и по прошествии 30 лет, Апач по прежнему вне конкуренции.
Вадим (2013-11-20 19:31:20)
Ударный вертолёт с соосной схемой винтов это нонсенс... Почитайте при резком повороте в какую сторону у него перехлёст лопастей. Уже пара пилотов (а может и больше) убилось на КА-50 по этой причине.
менеджер modeli.com.ua (2013-11-18 11:28:55)
Оба вертолета проектировались по одному техзаданию и принят на вооружение должен был быть, только один. По ряду причин им стал вертолет Ка-50. Но ввиду изменившихся обстоятельств он перестал удовлетворять современным требованиям и был срочно модернизирован в двухместный Ка-52, который и выпускается серийно (Ка-50 снят с серийного производства в 2009 году). Изменить ситуацию, по моему мнению, может зарубежный заказ на 50-60 машин.
Олег (2013-11-15 16:57:43)
Каждый выполняет свой круг задач. Вопрос что круче из серии, что круче Ламборджини или Бугатти Вейрон...
Дмитрий (2013-11-15 13:13:19)
Сама идея противостояния надуманна! Обе машины офигенны в своем классе и для своего круга задач!
Ваше имя
Электронная почта
Комментарий