ОБТ - история развития (часть 2)

ОБТ Т-64 являлся очень перспективным и поистине новаторским танком, но количество технических нововведений для одной боевой машины было чрезмерным. Стремление максимально уменьшить забронированный объем, привело к ухудшению условий работы экипажа, как по обслуживанию, так и по боевому применению танка. Это усугублялось и недоведенностью многих технических решений. Появилась реальная потребность в улучшении – настало время для модификаций. Но в Советском Союзе все привыкли делать с размахом, это в полной мере коснулось и танкостроения. Одной из основных модернизаций новой машины должен был стать революционный танк с газотурбинной силовой установкой, никогда ранее в мире не применявшейся на серийных танках. ГТД обещал дать существенный прирост мощности и увеличить удельную мощность (отношение выдаваемой максимальной мощности двигателя к общей массе механизма) боевой машины, что положительно должно сказаться на проходимости, подвижности и маневренности танка.

Советский танк Т-64:

Советский боевой танк T-64A от Skif в масштабе 1:35

Советский танк Т-64Б модель1975 года от Trumpeter в масштабе 1:35

После этого появился ряд проектов и опытных танков с различными вариантами газотурбинного двигателя (одного или даже нескольких меньшего размера и соответственно – мощности). Но ГТД весил гораздо больше дизеля, а более высокие динамические характеристики, передаваемые трансмиссией на ходовую часть танка, потребовали улучшения прочности ведущих, основных и поддерживающих катков – которая требовала полного перепроектирования последней. Работы по таким «объектам» (общее название опытных боевых машин) велись в Харькове на заводе имени Малышева (Т-64Т) и на Кировском заводе в Ленинграде (219СП-1). Немалую роль в выборе КБ-разработчика танка с ГТД явился тот факт, что в Ленинграде было расположено ведущее предприятие в СССР – Опытный завод 117 имени Климова по созданию вертолетных двигателей, наиболее близких тем, которые возможно установить на танк. Вертолетные двигатели имеют специальную рабочую турбину, преобразующую мощность двигателя в крутящий момент на рабочем валу. В Ленинграде с использованием двигателя ГТД-1000Т, башни от Т-64 и новой ходовой был построен прототип будущего танка Т-80. Этот танк настолько был не похож на своего предшественника, что ему присвоили новый индекс.

Основной боевой танк Т-820БТ:

Танк прошел множество войсковых испытаний, выявивших его неоспоримые преимущества: высокая удельная мощность и проходимость; легкость запуска двигателя при больших морозах; плавность хода необходимая при стрельбе в движении; «незаглохаемость» и т.д. Но вскрылся и ряд недостатков: высокий расход топлива и износ механизмов турбин, ввиду нестабильной работы двигателей на различных режимах ( в отличии от подобной работы на вертолете); ремонтопригодность, требующая специальных инструментов, оборудования и высококвалифицированного персонала. С целью уменьшения воздействия выявленных недостатков, было решено создать танк с близкими характеристиками - таким танком стал Т-80УД, созданный на базе газотурбинного Т-80У на харьковском заводе с использованием дизельного шестицилиндрового двигателя 6ТД.

Основной боевой танк Т-80УД от Skif в масштабе 1:35

При общей схожести конфигурации и худшей удельной мощности, Т-80УД имеет большую перегоночную дальность и более неприхотливый двигатель с низкой температурой выхлопа, не демаскирующей танк в инфракрасном спектре излучения. По этим причинам его преемник украинской разработки был куплен несколькими странами с жарким пустынным или тропическим климатом.

В Т-80 исправлены многие недостатки предшественника – Т-64, за исключением одного, который еще более увеличился – цена боевой машины возросла. Специально для уменьшения немалой стоимости танков Т-64 – Т-80 задумывался более простой и технологичный аналог, при этом сохранивший основные боевые характеристики этих танков - Т-72. Он задумывался как «мобилизационный» танк в условиях военного времени – простой в управлении и надежный в эксплуатации, который возможно быстро поставить на поток в производстве на предприятиях тяжелой промышленности, никогда ранее не выпускавших танки и запчасти к ним. 

Основной боевой танк Т-72:

Советский танк T72M1 от Tamiya в масштабе 1:35

Оборудованный двигателем В-46 и неплохо защищенный с передних углов обстрела благодаря толстой броне (особенно на поздних модификациях), танк получился относительно дешевым и эффективным до того момента, пока не встретится в бою с более сильным противником. Это подтвердили бои на благословенной библейской земле, уже давно привыкшей к лязгу боевых гусениц. На высоте оказалась выучка израильских танкистов, но основными противниками Т-72 оказались не танки, а мобильные противотанковые комплексы, установленные на вертолеты, джипы или используемые мобильными боевыми группами. Они старались поразить Т-72 в борта, крышу и сзади – там где броня у любого танка слабее и легко пробивается. С целью улучшения непробиваемости лобовых листов, на поздних модификациях гомогенная (однородная) броня уступила место многослойной, на лобовом листе корпуса и башни появилась дополнительная накладка, благодаря которой у натовских военных, танк получил неофициальное прозвище Dolly Parton – американская певица и киноактриса, блиставшая своими пышными формами с телеэкранов и известная не менее, чем Merlin Monroe.

Самое интересное в нашей истории то, что все три (или даже четыре) вышеперечисленные типа танков были приняты на вооружение в Советском Союзе и одновременно подпадали под категорию ОБТ (основной боевой танк), что само по себе противоречило и этому понятию, и доктрине строительства и боевого применения танков в целом. Безусловно, каждый из них имел свои преимущества: 

  • Т-64 начал серийно строится первым;
  • Т-72 имел самую низкую цену и как следствие – успех на внешнем рынке;
  • Т-80 – наилучший прицельный комплекс (стоимость которого доходила до 1/3 стоимости всего танка) и в зависимости от типа двигателя – наилучшие характеристики в сложных климатических условиях (на сорокаградусном морозе, на высокогорье, в тропиках и пустыне). 

Эти танки строились различными предприятиями в Омске, Ленинграде, Нижнем Тагиле и Харькове, каждое из которых боролось за свое изделие на различных ступенях бюрократической лестницы… Но здравый смысл не восторжествовал и победитель так и не был определен. Зато теперь мы имеем модели в различных масштабах четырех потрясающе интересных прототипов, производимые несколькими известными фирмами во множестве модификаций, что вызывает интерес у моделистов и любителей истории.

Кстати, об истории, сделавшей очередной виток – все современные танки, строящиеся сейчас на предприятиях Украины и России берут свое начало от вышеперечисленных типов танков, модернизируются по одним и тем же принципам и людьми, прошедшими одну школу советского танкостроения.


Залиште свій коментар
Ваше ім'я
Електронна пошта
Коментар